<< вернуться

План экспериментальной деятельности на 2008/2009 учебный год

                                          ГОУ  СОШ № 507

 

1.

Тема экспериментальной площадки.

Целенаправленное развитие познавательных стратегий учащихся

2.

Этап экспериментальной работы (сроки)

2008  - 2009 год

3.

Цели данного этапа ЭД

·         Исследование базовых специальных познавательных стратегий (анализ исторической ситуации, комплексное применение орфографических правил, усвоения  грамматических конструкций перфектных времен и т.д.).

·         Исследование общеучебных познавательных стратегий (стратегия реферирования текста, построение аргументации для доказательства своей позиции, стратегия написания реферативной работы на заданную тему и т.д.).

·         Разработка конспектов уроков по реализации ЦРПС (уроки развития, уроки обобщения предметных знаний и т.д.).

·         Разработка портфолио ученика (выявления набора познавательных стратегий у одного ученика, их анализ, рекомендации для развития).

·         Исследование динамики личностного развития по результатам реализации уроков ЦРПС (академической успеваемости, специальных компетенций, уровень рефлексии, мотивация на продолжение обучения и т.д.).

·         Реализация курса «Учись учиться» (надпредметно или внутрипредметно).  

·         Индивидуальная работа с учеником в рамках ЦРПС (наблюдение за процессом, динамика изменений, подробный анализ стратегий, рекомендации для развития).

4.

Предмет эксперимента

Развитие познавательных стратегий учащихся и   проектирование образовательных технологий.

5.

Предполагаемые результаты

Общий ожидаемый результат: 

Повышение качества  образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.

Также ожидается,  что развитие познавательных стратегий учащихся и реализация соответствующих им образовательных технологий в образовательных  учреждениях округа позволит

получить следующие образовательные продукты:

  1. дидактические материалы, основанные на учете познавательных стратегий в различных областях знаний;
  2. описание образовательных технологий, построенных на основе универсальных познавательных стратегий;
  3. обобщение базовых общеучебных познавательных стратегий: определения понятий, «смысловое чтение учебного текста», усвоение законов и правил, решение задач, выполнение упражнений, создание творческого проекта, работы с учебными тестами, стратегии исследовательской деятельности и т.д.;
  4. описание базовых специальных познавательных стратегий в нескольких областях знаний (филология, математика, физика, химия, география, биология, искусство);
  5. подготовка статей и исследовательских разработок учителей к публикациям.

6.

Этапы ЭД

  1. Диагностический (сентябрь – октябрь). Диагностика уровня развития детей и образовательных компетенций.
  2. Констатирующий эксперимент и проектирование (ноябрь – декабрь). Выявление познавательных стратегий и их анализ. Проектирование уроков ЦРПС.
  3. Формирующий эксперимент (январь – март). Развитие познавательных стратегий, реализация уроков ЦРПС.
  4. Анализ и обобщение полученных результатов (апрель – май). Анализ достигнутого уровня развития детей и образовательных компетенций. Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Анализ успешности проектирования и реализации образовательных технологий. Обобщение опыта ЭД. Разработка научно-методических материалов, осуществление отчетов. Анализ деятельности ГЭП по итогам года.

6.

Формы анализа результатов

·         Комплекс выявленных стратегий, анализ, выводы, рекомендации.

·         Конспекты уроков развитие общеучебных познавательных стратегий (описание содержания, статистика результатов развития, анализ, выводы, рекомендации).

·         Статьи для научно-методического сборника (обобщение опыта реализации цикла уроков развития, обобщение опыта работы по конструированию «новых» уроков на основе выявленных стратегий, обобщение исследования стратегий).

7.

Критерии эффективности исследовательских  разработок, полученные   в ходе эксперимента (или предполагаемые)

Критерии оценки эффективности инновационной  и экспериментальной деятельности:

- положительная динамика качества знаний школьников;

- усиление мотивации к обучению школьников;

- развитие общеучебных умений и навыков;

- положительная динамика психологической комфортности учеников;

- удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности.